Впервые баллистические ракеты большой дальности А-4 были использованы гитлеровскими войсками для обстрела Парижа (Франция) и Лондона (Великобритания), начиная с сентября 1944 года. Это подтолкнуло Великобританию, США и Советский Союз к поиску материалов, которые позволили бы воссоздать эту ракету и определить ее тактико-технические характеристики.
Перед капитуляцией Германии создатель Фау-2 Вернер фон Браун вместе со своей командой сдался американским войскам, а завод, где строили ракеты, оказался в зоне оккупации войск союзников. Но через два месяца они отдали эту территорию советским войскам в обмен на Западный Берлин.
К этому времени все самое ценное с заводов, испытательных и научных центров включая несколько десятков собранных ракет Фау-2, практически все специальное испытательное оборудование и документация уже были вывезены в США.
В Москве была создана спецгруппа «Выстрел» во главе с конструктором ракетной техники Сергеем Королевым для отправки на немецкие предприятия, где ему было поручено собрать для испытаний хотя бы несколько ракет Фау-2.
Однако когда 1 августа 1945 года спецгруппа прибыла на завод в районе города Нордхаузен, там уже не было ни одной ракеты, а оборудование оказалось основательно поврежденным. Пришлось развернуть поиск людей, работавших с Фау-2, и самих ракет по всей территории, контролируемой советскими войсками.
Специалистам все-таки удалось собрать достаточное количество материала для того, чтобы воспроизвести конструкцию ракеты Фау-2.
В советской оккупационной зоне совместно с оставшимися немецкими специалистами был создан ряд предприятий по восстановлению ракет, двигателей, аппаратуры системы управления и чертежей.
В мае 1946 года советским руководством было принято постановление о развитии ракетостроения в СССР, в соответствии с которым в советской оккупационной зоне был создан институт Нордхаузен, где под руководством Сергея Королева был осуществлен полный проект РДД А-4, подготовлены предложения по созданию ракет с большей дальностью, а также составлены специальные железнодорожные поезда для проведения летных испытаний ракет в период до создания стационарного полигона.
Постановлением предусматривалось создание Государственного центрального полигона (ГЦП) в составе Министерства обороны СССР для проведения летных испытаний ракеты А-4 и отечественных боевых ракет дальнего действия.
В постановлении также было сказано о создании в подмосковном Калининграде (ныне Королев) Государственного союзного научно-исследовательского института реактивного вооружения (НИИ-88), одним из главных конструкторов которого был назначен Королев.
Сборка первой серии ракет А-4 из трофейных комплектующих — изделия «Н» — велась на заводе в Германии силами института Нордхаузен и НИИ-88 под общим руководством Сергея Королева. Параллельно в Подлипках (Подмосковье) на опытном заводе НИИ-88 из агрегатов и деталей, подготовленных в Германии, шла сборка серии изделий «Т».
К концу 1946 года все задачи, стоявшие перед группой советских специалистов в Восточной Германии, были выполнены. Они вернулись на родину. Вместе с ними в Советский Союз отправили некоторых немецких специалистов с семьями. Институт Нордхаузен прекратил существование в марте 1947 года.
3 июня 1947 года, постановлением Советом Министров СССР местом дислокации полигона ракетной техники был определен участок степи рядом с поселком Капустин Яр в Астраханской области. В августе 1947 года на полигон прибыли военные строители, которые приступили к созданию стартовых комплексов для запуска ракет, технических позиций, измерительных пунктов с радиотехническими системами. К октябрю 1947 года полигон был готов к испытаниям.
14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет А-4, собранных частично в Германии, частично в Подлипках.
18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут по московскому времени был произведен первый старт баллистической ракеты в СССР. Ракета поднялась на высоту 86 километров и, разрушившись при входе в плотные слои атмосферы, достигла поверхности Земли в 274 километрах от старта с отклонением около 30 километров от цели.
Этим пуском была начата серия летных испытаний ракеты А-4. В октябре-ноябре 1947 года было запущено одиннадцать ракет А-4, из них пять успешно. При расчетной дальности 250 километров ракеты достигали дальности в 260-275 километров при боковом отклонении до 5 километров. К натурным испытаниям первых ракет А-4 привлекались, правда в ограниченном составе, немецкие специалисты. Причинами аварий ракет при летных испытаниях были отказы двигателей, системы управления, негерметичность топливных магистралей, неудачные конструктивные решения.
А-4 стала учебной для первых ракетчиков-практиков, а пуски ее осенью 1947 года — хорошей школой для будущей работы над созданием ракетного щита страны, результатом которой явилось создание в начале 1950-х годов первого поколения ракетных комплексов (Р-1, Р-2).